Скачать PDF

Аннотация

Чтобы представление о творчестве того или иного поэта было более полным, зачастую необходимо детально осмысливать его отдельные произведения. Не является исключением и творчество К. Д. Бальмонта. Настоящая статья посвящена построчному филологическому анализу его стихотворения «Капля». Толкование данного произведения проведено в контексте символистской поэтики. Интерпретация построена на антиципации, ретроспекции, ассоциативном анализе названия; анализе символического значения образов и мотивов, анализе символического языка произведения. В данной статье подробно анализируется образ капли как идеальной сущности; носительницы Красоты; одновременно онтологической, гносеологической и аксиологической категории. Образ колодца рассматривается как источник истинного знания о мире – трансцендентном мире символов. Образ лирического героя интерпретируется как образ поэта-мистика, интуитивно познающего ирреальный мир и творящего в особых условиях мистической ночи истинную реальность, воплощенную в виде поэтического произведения – рассказа, песни. В статье анализируется символическая цветопись, многозначность слов, выявляются антиномии: Высь – Дно, Небо – Земля, Мрак – Свет, Огонь – Вода, Воздух – Земля, Малое – Великое, Микрокосм – Макрокосм, Внутреннее – Внешнее. Раскрывается музыкальность стихотворения, описываются особенности рифмы, грамматики, художественных приемов (метафоры, анафоры, лексических повторов, градации, инверсии, аллитерации, ассонанса). Анализируемое произведение изучается на уроках литературного чтения в начальной школе, и учителя в практической деятельности нередко испытывают затруднения при подготовке к урокам, посвященным изучению младшими школьниками произведений «взрослой» литературы с глубоким философско-эстетическим смыслом. Опора на данный анализ позволит учителю вникнуть в философско-эстетическое содержание стихотворения, написанного в ключе символистской поэтики, поможет ему в зависимости от поставленных обучающих задач подобрать необходимые методические приемы и адекватно, без искажений окунуть младших школьников в волшебный мир символов К.Д. Бальмонта, и, как следствие, снять трудности в понимании прочитанного.

Ключевые слова: К. Д. Бальмонт, поэтика символизма, стихотворение «Капля», интерпретация, контекстуальный подход, лирический герой, художественный прием, философско-эстетический смысл.

 

Сведения об авторах

Кожушкова Наталья Валерьевна – доцент, кандидат филологических наук, доцент педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. 3 кл.: учеб.: в 2 ч. 5-е изд , перераб. М. : Баласс, «Издательство Школьный дом», 2015. 187 с.

2. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск : Урал LTD, 1999. 497 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. 928 с.

 

Для цитирования

Кожушкова Н. В. Созидающая сила Красоты в стихотворении К. Д. Бальмонта «Капля» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т.4. № 1 С.45–53.