Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-45-50

Аннотация

Несмотря на большое число исследований по проблемам полисемии, ученые не пришли к единому мнению относительно того, оперирует ли человек в ходе смыслообразования списками значений или в основе семантической структуры многозначного слова лежит общее значение. Нерешенность проблемы полисемии обуславливает актуальность исследований в данной области. В статье представлена попытка описать способы хранения и функционирования метафорических значений в языковом лексиконе. Представлены механизмы, обеспечивающие быстрый доступ к лексемам без необходимости сканировать списки значений. Выдвинута гипотеза о том, что использование лексического инварианта, как содержательного ядра слова, позволяет в процессе коммуникации осуществлять эффективный поиск и встраивание метафорических значений в контекст высказываний. Лексический инвариант выступает как общая когнитивная модель восприятия и осмысления окружающего мира, а на нейробиологическом уровне приводит к наращиванию новых нейронных связей. Приведены результаты инвариантно-компонентного анализа по определению лексического инварианта. Такие образования играют роль эффективных заместителей всего содержания концепта или значения, освобождая сознание от необходимости сканировать весь спектр значений, подтверждая принцип языковой экономии. В статье представлены результаты психолингвистического эксперимента, направленного на выявление способов репрезентации метафорических значений в лексиконе, в частности, на верификацию кластерно-инвариантной структуры полисемантов, выявление сетевой модели организации лексикона, доминантных элементов структуры слова, алгоритмов декодирования переносных значений. Результаты исследования показали, что носитель языка не нуждается в хранении развернутых дефиниций для оперирования значениями слов, а для идентификации значений им достаточен был минимальный набор признаков.

Ключевые слова: многозначное слово, семантическая структура слова, метафора, семантика, значение, экспериментальное исследование.

 

Сведения об авторах

Песина Светлана Андреевна – доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода Института  гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Зимарева Ольга Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Козлова Ксения Андреевна – магистрант кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия;Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Белоусов К. И., Ерофеева Е. В., Лещенко Ю. Е. Полевой принцип организации ментального лексикона и сценарии активации полей // Вопросы психолингвистики. 2018. Ч. 35. № 1. С. 39–53.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1997. 352 с.

3. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М. : Нов. лит. обозрение, 1996. 351 с.

4. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. Рн/Д.: Феникс, 1998. 413 с.

5. Песина С. А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: материалы еждунар. науч.-практ.конф. / ред. и сост. И. П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб : Бреста, 2005. С. 209–211.

6. Песина С. А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской. Выпуск 4. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2008. С. 113–115.

7. Песина С.А. Языковой знак и коммуникативные процессы в философском аспекте: монография. М. : Флинта : Наука, 2012. 152 с.

8. Юсупова Л. Г., Песина С. А. Антропоцентризм как источник пополнения словарного состава языка // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 4. С. 1083–1089

9. Foraker S., Murphy G. L. Polysemy in sentence comprehension: effects of meaning dominance // J. Memory Lang, 2012. Vol. 4. N 67. P. 407–425.

10. Falcum I. L., Vicente A. Polysemy: Current Perspectives and Approaches [Electronic resource], Lingua 157, 2015 // ResearchGate GmbH. 2015.02.002. URL: https://www.researchgate.net/publication/272740167_Polysemy _Current_ perspectives_and_approaches.

11. Fauconnier, G. Mental spaces. In Dirk Geeraerts & Hubert Cuyckens (eds.), The Oxford handbook of cognitive linguistics, Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 371–376.

12. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science, In: The ubiquity of metaphor. Amsterdam / Philadelphia, John Benjamins Publishing Co. 1985. P. 327–383.

13. Hodges J. R., Patterson, K. Semantic memory disorders. Trends in Cognitive Sciences. 1997. N 1(2). P. 68–72.

14. Klein D. E., Murphy G. L. The representation of polysemous words // J. Memory Lang. 2001. P. 2, N 45. P. 259–282.

15. Lakoff G., Johnson M. A Metaphor-Enriched Social Cognition // Psychological Bulletin 136. 2010. N 6. P. 1045–1067.

16. Langacker, R. Cognitive grammar. A basic introduction. Oxford: Oxford University Press. 2008. 562 p.

17. Musolff, A. Political imagery of Europe: A house without exit doors? Journal of Multilingual and Multicultural Development .2001. N 21(3). P. 216–229

18. Musolff A. Metaphor scenarios in public discourse // Metaphor and Symbol 2006. N 21(1). P. 23–38.

19. Navigli R., Ponzetto, S. Babel P. Net: The automatic construction, evaluation and application of a wide-coverage multilingual semantic network // Artificial Intelligence. 2012. Vol. 193. P. 217– 250.

20. Sullivan K. Frames and constructions in metaphoric language. Amsterdam: John Benjamins. 2013. 184 p.

 

Для цитирования

Песина С. А., Зимарева О. Л., Козлова К. А. Метафора как модель когниции и конвенциализации смысла // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С.45–50.